Лекция №7. Риторика и профессиональная речь.
<Дети прошли в класс, и расселись по местам.>
Здравствуйте, здравствуйте <поздоровалась с ними Катерина. Дети встали.>
Сегодня лекция будет небольшой. Сегодня поговорим о профессиональной риторике.
В деятельности человека есть особые области, которые называют сферами «повышенной речевой ответственности», потому что в них ответственность человека за своё речевое поведение, за умение (или неумение) владеть словом необычно велика. Это дипломатия и медицина, педагогика и юрисподенция, социальная помощь и журналистика – словом, все те профессии и занятия, успех в которых в большей степени связан с речью. Для этих областей разработаны (к сожалению, в основном за рубежом) так называемые частные риторики.
Навыкам и теории профессиональной речи специально обучают тех, кто избрал себе деятельность, связанную с общением. Специалисты, работающие в так называемых «областях повышенной речевой ответственности», - адвокаты и педагоги, продавцы и психологи – проходят соответствующие курсы речевого мастерства. Итак, частные риторики, в отличие от общей, изучают законы эффективной речи в одной из таких сфер профессиональной деятельности, где роль слова особенна важна.
Что ж, на этом поставим точку. На следующем уроке будет практическая работа по пройденному материалу.
<Катерина заметила, что дети немножко испугались, и сказала:>
Не беспокойтесь, я вас мучить на практической работе. Можете идти. Про домашнее задание не забудьте…
Домашнее здание:
1. Сделайте конспект.
2. В чём отличие профисиональной риторики от обычной? (своими словами).
3. Не забудьте выполнить практическую работу №1. |