Современная общая риторика.
Лекция №4.
НЕОБХОДИМОСТЬ РИТОРИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА.
Здрасте!
<Дети поднялись. Журнал, пролетев над классом, провел домашнее задание. Один из учеников поднял руку.>
Да?
А предложение над лекцией то же входит в тему или нет?
Нет. Над лекцией я буду писать для нескольких лекций, так что не путайте. Хорошо, что ты спросил.
Спасибо.
Зададимся вопросом: нужна ли нам риторика? Насколько необходимы для нас риторические знания и умение применять их сегодня? Кто-то хочет ответить?
<Дети переглянулись. Никто не захотел.>
Ну как хотите…
Начнем с того очевидного факта, что природа человека с древнейших времён до наших дней осталось неизменной, по крайней мере, в одном своём направлении: человек много говорит.
Достоверно известно, что более двух с половиной тысяч лет назад, во временя рождения и быстрого развития риторики, в период афинской демократии образованные люди много времени проводили в беседах. И мы точно знаем, что современный человек проводит в устном общении более 65% своего рабочего времени.
Значит, говорим мы много. Но, как показывают исследования, делаем это плохо: общение людей, не получившей специальной подготовки, успешно лишь на 50%, или примерно половина информации теряется при передаче.
А ведь приведённые здесь факты касаются лишь одного из аспектов сложнейшего многогранного процесса – речевого общения. Однако во многих ситуациях и даже в большинстве ситуаций человек говорит не только с целью информировать собеседника, но и с целью воздействовать на него: убедить, переубедить, склонить на свою сторону, привлечь к себе внимание…
«…Говорить есть не иное что, как возбуждать в слушателе его собственное внутреннее слово…» - писал отечественный философ В. Ф. Одоевский.
Именно это задача стоит сейчас перед оратором во время публичной речи – задача убеждения, воздействия, понятая не как навязывание готового мнения, а как умелое пробуждение слушателя.
Домашнего задания не было.
<Дети запрыгали от восторга.> |