Лекция №1. Сократ о красноречии.
Здравствуйте, все.
<Дети уже сидели за партами. Учительница подбросила журнал и тот, зависая над учеником на пару секунд, проверил домашнее задание. >
Радует, что все сделали домашнее задание.
На прошлом уроке я дала обобщенное понятие риторики. Полное и точное определение у вас составиться лишь после нескольких лекций, а для предварительного определения записывайте: Риторика – теория, мастерство и искусство красноречия. Примерно такое определение можно найти в словарях и энциклопедия.
А теперь перейдём к теме нашего урока.
У истоков европейской философской и риторической культуры стоял человек, жизнь, становление и деятельность которого оказали колоссальное влияние на её становление и современный облик. Имя ему Сократ – учитель знаменитого Платона., живший в Афинах в 470-399 гг. до н. э.
О его мастерстве ритора Платон говорил следующее: «Когда я слушал его, сердце у меня бьётся гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слёзы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими…»
УТОЧНИМ!
Корибанты - в греческой мифологии божества малоазийского происхождения, спутники и служители Великой Матери Реи-Кибелы; их культ отличался оргиастическими танцами и экстатичной музыкой.
Искусство красноречия – это «некое умение увлечь души словами», - говорит Сократ в диалоге Платона «Федр». По словам философа, именно они указывает единственный путь на воздействие на людей. «Даже знающий истину не найдёт помимо меня средств искусно убеждать» - так заявляет красноречие о себе самом в этом диалоге.
<Ученики усиленно застрочили у себя в тетрадях.>
В чём же сила слова Сократа? Провидеть загадки, поставленные человека для разрушения, разгадывать их, рассуждая вслух, учить этому других, вовлекая их в эту захватывающую работу, нащупывать и показывать смысловые пути от мысли к слову – вот что умел Сократ, вот в чём состояла его сила слова.
Подлинную силу имеет лишь слово, насыщенное смыслом, открывающее внутреннюю структуру бытия; именно для этого было оно для человека, и с его помощью человек осуществляет своё предназначение – проникать в тайны мировоздания, схватывая его устройство сетью слов-понятий, означившая элементы мира и отношения между ними словами-знаками.
Так понимали сущность слова и роль Слова и красноречия древние.
Кажется всё. И не надо делать кислую физиономию. Никто и не говорил, что будет легко. Что ж до свидание. Запишите домашнее задание. Всего хорошего.
<Дети с кислым видом списали домашнее задание с доски, которое было написано ещё с самого начало урока.>
Домашнее задание:
1. В чем сила слов Сократа?
2. Что такое риторика?
3. Загляните в словарь и выпишите из него словарную статью, соответствующую Риторике.
Дополнительное задание:
1. Доклад о Сократе.
2. Найдите дополнительную информацию о КОРИБАНТАХ. |