<Когда дети вошли в класс, учительница увлеченно перечитывала «Грозу» Островского. Поэтому она не сразу обратила на детей внимания. Им пришлось обратить на себя внимание.>
А вы уже пришли? Что ж, присаживайтесь…
Вторая составляющего события – условие и обстановка, в которой происходит речевое общение, и все те, кто в нём участвует. Это так сказать, «сцена действия» и «действующие лица». Драматурги, разбивая текст пьесы на действие, сцены, явления и картины, делают примерно то же самое, что исследователи речевого поведения и специалисты по современной риторике. Текст пьесы – это, по сути дела, и есть дискурс. Единицы дискурса (действие, сцена, картина, явление) «вкладываются» в друг друга, как матрёшки. Речевое событие сходно с «явлением» в классической пьесе: есть определённый набор участников – «действующих лиц», обстановка, в которой происходит «явление», и диалог (дискурс), протекающий в ней. Это можно продемонстрировать на примере фрагмента пьесы А. Н. Островского «Гроза».
Действие третье.
Сцена 1-я.
Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка. Кабанова и Феклуша сидят на скамейке.
Явление первое.
[Феклуша]: Последнее времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем предметам последние <далее следует известный диалог>
Входит Дикой.
Явление второе.
Те же и Дикой.
Как видно, и в жизни, и в драматургии появление нового персонажа – участника речевого общения (здесь – Дикого) – отмечает начало нового речевого события – «явления».
Совокупность элементов речевого, включающей его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение, называют речевой ситуацией. Таким образом, речевое событие – это «дискурс» плюс речевая ситуация.
Домашнее задание:
1. Что включает в себя речевая ситуация.
2. Приведите ещё какой-нибудь пример речевой ситуации из художественной литературы.
Дополнительное задание:
Составьте сами речевую ситуацию. Чтобы было легче, посмотрите какую-нибудь пьесу (ту же самую «Грозу»…). Не менее 10-15 предложений.