Законы современной риторики.
Лекция №14. Первый закон – закон гармонизирующего диалога.
Следующие несколько лекций мы поговорим об общих особенностях речевого поведения говорящего, которые способствуют эффективности речи и успеху речевого общения.
Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мере заказчика, - утверждает риторика.
Законов риторики всего четыре. Все четыре закона связаны именно с необходимостью учитывать «фактор адресата» - особенности личности, психологии и восприятия слушателя.
Итак, записывайте первый закон:
Эффективное (гармонизирующее) речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации.
<Дети с удивлением подняли глаза.>
Давайте разберём это правило. Мы привыкли, что термин «диалог» означает «форму речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами». Так же известно, что понятие «диалог» противопоставлено понятию «монолог» («форма речи, обращенной к самому себе, не рассчитанной на словесную реакцию другого лица»). («Словарь-справочник лингвистических терминов. Д.Э. Розенталь и М. А. Теленкова.)
В современной риторике эти термины иногда употребляется и в следующих значениях: диалогом нередко называют беседу, а монологом – речь, когда только один из участников общения говорит.
Однако, здесь нужно учесть два важных момента.
Во-первых, риторика принципиально отрицает возможность «речи, обращённой говорящим к самому себе». Такая речь риторику просто не итерисует. Ведь понятие эффективная речь всегда предполагает, что рассматривается речевая ситуация, в которой, кроме говорящего, есть и другие участники.
Недаром еще Аристотель начал тракт «Риторика» именно с рассматривания речевой ситуации; недаром он утверждал, что «слушатель и есть конечная цель всего».
И второе.
Ещё древние риторы считали, что аудитория не пассивна, а деятельна, поэтому нельзя об ней забывать.
Домашнее задание:
1. Что утверждает риторика?
2. Сформулируйте первый закон риторики.
3. Сделайте краткий конспект лекции. |