Сегодня мы разберем, какие особенности говорящего, его личности и поведения особенно осуществлены, чтобы убеждение с помощью речи стало действенным?
Мы слушаем не речь, а человека, который говорит, - гласит риторика.
Эллины считали, что речь звучит для аудитории убедительнее, если оратор вообще известен как человек добродетельный; но она еще более действенна, когда нравственный авторитет говорящего завоевывается каждый раз заново в процессе выступления. Плутарх, сравнивая двух ораторов, Демосфена и Фокиона, говорит, что первый был величайший, но второй, зато самый искусный. Он воздействовал на слушателя не только силой речи, но и безукоризненностью жизни, понимая, что «одно-единственное слово, один кивок человека, внушающего себе доверие, весит больше иных доводов» (Плутарх. Сравнительное жизнеописание в трёх томах).
Римский ритор, теоретик риторической педагогики Квинтилиан обобщил эти требования к личности оратора в следующем совете-афоризме: если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком.
«Есть три причины, - замечает Аристотель, - потому что есть именно столько вещей, в силу которых мы верим без доказательств, - это разум, добродетель и благорасположение. Если, таким образом, слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие».
Самые современные руководства по ораторскому искусству указывают на те же существования для эффективности речи свойства личности оратора, что и античные источники. (Правда, Аристотель говорил, что кроме названных им трёх причин нет никаких других.)
Домашнее задание:
1. Назовите все теории об эффективности (не менее 5 предложений).
2. Какая из трех теорий вам ближе? Почему?
3. Какие вы еще привели качества эффективной речи?