<Дети забежали в класс. Грифон катался по полу и мурлыкал. Дети переглянулись.>
Не беспокойтесь. <В классе неизвестно откуда появилась учительница: никто не слышал, как она вошла.> Какой-то гад напоил его валерианкой и теперь вот он беситься. Садитесь, и начнем урок.
Типы речевых актов (поступков) чаще всего выделяют в соответствии с речевыми целями говорящего. Я назову лишь некоторые из основных, но только те, которые особенно важны для риторики.
Чаще всего человек даёт информацию другим. Тип такой речи – информирующий. И тип речевого акта соответствующий. Вы сейчас в таком возврате, когда вам необходимо выражать своё мнение о добре или зле, своё отношение к окружающему миру. Такая речь относится к эпидейктической. О ней мы поговорим чуть попозже.
Иногда необходимо что-то доказать или обсудить. Доказательство относиться к аргументирующему (тип речевого акта – убеждение) типу речи, а обсуждение – к эвристическому.
А речь, которая побуждает человеку к чему-либо, относиться г агитирующему типу речи. Отсюда происходит и слово агитация.
В любой речи редко осуществляется только один из названных выше типов. Даже в «сухом» и чисто информативном на первый взгляд сообщении о погоде нередко присутствует более или менее выраженная оценка сообщаемого. Оценка редко выступает в речи без эмоций, информация – вне того и другого. Поэтому каждый выделенный мною основных типов речи может соотнесён с несколькими типами речевых актов, которые в нём осуществляются.
Домашнее задание:
1. Составьте таблицу: 1 – Цель речи, 2 – тип речевого акта, 3 – тип речи.
2. Привадите примеры для каждого типа речи